Инклюзивное образование
Работа с детьми с особыми потребностями в обучении
Законодательством Республики Казахстан, в соответствии с основополагающими международными документами о правах детей предусмотрен принцип равных прав на образование лиц с ограниченными возможностями в развитии. Надомное обучение рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут в течение длительного времени посещать образовательные учреждения. Основанием для предоставления услуги является заявление, справка врачебно консультационной комиссии с рекомендацией по обучению на дому, заключение психолого-медико-педагогической консультации.
На начало учебного года всем организация образования были предоставлены утвержденные в 2016 году паспорт, регламент и стандарт оказания государственной услуги. Во всех организациях образования в наличии имеются Типовые учебные планы для учащихся с ограниченными возможностями на государственном и русском языке обучения. Ежемесячно 1 числа проводиться анализ оказания государственной услуги организациями образования.
Таблица 1. Анализ оказания государственной услуги
Количество оказанных услуг/из них на оценку хорошо | Сентябрь 2016 |
Октябрь 2016 |
Ноябрь 2016 |
Декабрь 2016 |
Январь 2017 |
Февраль 2017 |
114 |
17 |
17 |
14 |
14 |
|
Таким образом, ежемесячно наблюдается снижение числа детей получающих образование на дому. Согласно номенклатуре дел ежемесячно пополняется книга учета детей инвалидов, обучающихся на дому, не подлежащих обучению, куда включаются приказы об организации обучения на дому, а также справки психолого-медико-педагогической консультации. Формируется база данных.
Наибольшее количество учащихся надомников обучается в КГУ «Средняя школа 26» - 12 человек, что составляет 1,4% от общего контингента учащихся. В семи школах города отсутствует данная категория учащихся: средняя школа № 24, средняя школа № 29, школа лицей № 34, средняя школа № 38, школа-лицей № 43 им. К. Нургалиева, Ахмеровская средняя школа, Ново-Троицкая средняя школа.
Ежегодно в городе Усть-Каменогорске наблюдается повышение числа детей с ограниченными возможностями по всем категориям.
Таблица 2. Сравнительная характеристика детей с ОВЗ по категориям.
|
Всего детей о ОВР |
с нарушением слуха |
с нарушением зрения |
с нарушением ОДА |
с нарушением речи |
Дети с ЗПР |
Дети умственной отсталостью |
С нарушением эмоционально-волевой сферы |
2015 год |
3598 |
76 |
473 |
292 |
773 |
1390 |
520 |
74 |
2016 год |
4363 |
96 |
539 |
317 |
956 |
1774 |
543 |
138 |
Январь 2017 год |
4388 |
98 |
553 |
318 |
924 |
1792 |
558 |
145 |
В 2016-2017 учебном году охвачено коррекционно-развивающим воспитанием и обучением 2161 ребенка. 1105 детей дошкольного и школьного возраста воспитываются и обучаются в специальных коррекционных организациях образования, 482 школьника получают образование в специальных классах для детей с ограниченными возможностями, при открытых 10 (это школы № 5, 8, 9, 19, 20, 22, 26, 37, 42, инт.им. Крупской) общеобразовательных школах. Дополнительно в специальных коррекционных школах комплексах детских садах получают образование 71 школьников и 623 детей дошкольного возраста.